Головна сторінка | RSS
Меню сайта







Категории каталога
Конспекти 5 класу [6]
Уроки історії рідного краю
Конспекти 6 класу [6]
Уроки історії рідного краю
Конспекти 7 класу [6]
Уроки історії рідного краю
Конспекти 8 класу [11]
Матеріали до уроків
Конспекти 9 класу [11]
Матеріали до уроку
Конспекти 10 класу [5]
Уроки історії рідного краю
Конспекти 11 класу [7]
Уроки історії рідного краю
Допоміжні матеріали [11]
Схеми, карти, таблиці...
Біографії історичних осіб [11]
Біографічні дані
ЗАХИСТ ВІТЧИЗНИ - 11 КЛАС [1]
ЗАХИСТ ВІТЧИЗНИ - 10 КЛАС [2]

"ЗАХИСТ ВІТЧИЗНИ" та історія рідного краю


Главная » Файлы » Допоміжні матеріали

Загадки Каменной Могилы
[ ] 2009.Березень.01, 18:41
Неподалеку от шумных магистралей прокопченного заводским дымом Запорожья, по дороге к Азовскому морю находится это чудо. Некогда покрывалом ему служило древнее Сарматское море, но оно ушло, оставив после себя великую тайну. Сейчас люди зовут её Каменная Могила, но я много бы отдала, чтобы услышать, как звучало это название в устах народа, который жил здесь задолго до нас и оставил нам загадочный символ своего бессмертия.

Учёные высказывают несколько версий относительно возникновения Каменной Могилы. Согласно одной из самых распространённых, каменный холм - результат бурной деятельности давно уснувшего вулкана. По другой версии, это подарок метеорита, рассыпавшегося на покрытые неведомыми письменами камни от соприкосновения с твердью планеты. Приверженцы третьей считают, что святилище сотворили воды реки Молочной, которую сделали быстрым и полноводным потоком таявшие в Европе древние ледники. Они якобы и принесли с собой огромный монолит, который со временем треснул. Куски разной величины отламывались и сползали к земле. Много тысяч лет назад каменный холм принял ту форму, которую мы можем видеть сейчас.

Говорят, холм очень похож на гигантскую черепаху. У желающих есть возможность это проверить, сев на автобус до Мелитополя и за несколько часов проделав путь в такую глубь тысячелетий, что даже муза истории подзабыла те времена...

Человека, жившего на этой земле, не мог не заинтересовать возвышающийся в степи нерукотворный каменный комплекс. Легенды о нем тоже были попытками объяснить его происхождение.

Первые предания о Каменной Могиле находим у степного племени ногайцев, потомков войска хана Батыя: «Позвал как-то к себе Аллах богатыря по имени Богур и приказал ему носить камни из ближайшего горного кряжа. Аллах требовал сложить из камней холм, чтобы с его вершины можно было обозревать бескрайние окрестные степи. Избранник Аллаха приступил к делу, но вскоре понял, что работы здесь непочатый край и, чтобы ускорить процесс возведения «смотровой площадки» для бога, прибегнул к хитрости - стал неплотно складывать камни. Дело пошло быстрее. Но однажды, неся к вершине очередную каменную глыбу, Богур оступился и провалился в щель между камнями. Богатырь застрял и освободиться из каменного плена уже не смог - так и умер без пищи и воды, наказанный за то, что замыслил перехитрить Всевышнего. Так груда камней обрела имя Богур-Даг (Могила Богура).

Некоторые ученые, изучая изображения на плитах мелитопольского феномена и связанные с ним легенды, отмечают, что легенда о Богуре - лишь один из дошедших до нас отзвуков более ранней легенды о «степном Прометее», даровавшем людям огонь и нашедшем здесь, на Могиле, своё последнее пристанище.

Первым из исследователей новейшего времени загадками Могилы заинтересовался российский академик П.И. Кеппен. В 1837 году он сделал запись: «В одном месте между скал, поросших мхом, находится промежуток вроде улицы шириной в 2 или 3 аршина, и тут-то некогда был вход в пещеру, в коей один из моих проводников, бывший в детстве пастухом, видел на стенах надписи... Вход к этой пещере занесён песком около 1822 года».

Известно, что в 1788 году у Каменной Могилы знаменитый полководец А.В. Суворов обустроил почтовую станцию, охраняемую нарядом казаков.

На карте Таврической губернии 1793 года загадочный каменный холм обозначен как Ююнь-Таш, что в переводе с тюркского означает «сборный камень». Есть версия, что холм служил местом сбора татарских орд перед набегами на славянские земли.

Затем, спустя много лет, в конце XIX века, пастух из села Мирное нашел на Могиле пять серебряных монет. По округе немедленно распространились слухи о том, что под песчаниковыми плитами спрятаны несметные сокровища. На холм со всех концов ринулись любители лёгкой наживы. Священные камни принялись крушить кто лопатой и киркой, а кто и с помощью пороха. Возможно, кладоискатели ничего не оставили бы потомкам, если бы во время одного из взрывов едва не погиб местный крестьянин. Золотая лихорадка поутихла, но слухи о Каменной Могиле дошли до ученых.

В 1890 году в Приазовье прибыл известный археолог профессор Н.И. Весе-ловский. Его Могила интересовала как возможная усыпальница скифских царей. Но вскоре профессор убедился, что захоронений среди плит нет. Однако там же, в степном Запорожье, неподалеку от села Большая Знаменка профессор раскопал 18-метровый курган Солоха и явил миру скифское золото, в частности известный на весь мир золотой гребень.

Планомерное изучение Каменной Могилы современными историками началось в 1932 году, когда к работам приступила экспедиция Мелитопольского краеведческого музея. Уже в первые годы исследований стало ясно, что человек начал осваивать территории, примыкающие к Могиле, примерно в VIII тысячелетии до нашей эры, то есть сто веков назад! Этодг факт подтверждают находки кремневых орудий труда эпохи неолита и древние поселения. Первое обнаружили ещё в 1933 году, а затем выяснилось, что вся Каменная Могила находится в окружении древних поселений. Но есть одна любопытная деталь: на самом каменном холме люди никогда не селились и не хоронили там умерших. У груды камней среди моря степного разнотравья было другое предназначение - служить святилищем, капищем, храмом. Там люди доисторического периода молились своим богам.

Внутренние плоскости песчаниковых плит, потолки залов и пещер испещрены тысячами древних рисунков, можно сказать, даже сюжетов. Самые «свежие» относятся к XI-XII векам нашей эры, самые древние появились 8 тысяч лет назад, а может, и более. Некоторые произведения искусства древности вызывают бурные учёные споры. Например, в сохранившемся на самой вершине могилы гроте обнаружили изображение загадочного животного. Его силуэт не очерчен контурами, а представляет собой своеобразное углубление в камне. От головы животного отходят две длинные, слегка изогнутые линии. Что это? Если рога, то перед нами бык, а если бивни - мамонт. Принято считать, что мамонты вымерли около 10 тысяч лет назад, и если доказать, что нарисованное древним художником существо - мамонт, то это значит, что перед нами наиболее древний рисунок на земле.

Тематика рисунков Каменной Могилы весьма разнообразна. Есть сюжет из группы быков, которые заняли круговую оборону, возможно, от волков или других неведомых хищников. Есть изображение коров, шествующих одна за другой. Два быка тянут воз, а рядом древний мастер нарисовал змею. Что он хотел этим сказать, подчеркнуть, выразить?

В Каменной Могиле нашли и не дающие покоя ученым отпечатки человеческих ступней, причем или только правой, или только левой -парных нет! Многие изображения представляют собой сочетания вертикальных и горизонтальных линий, кружочков, ромбиков, квадратов, крестиков. В так называемом гроте Колдуна встречаются напоминающие рыболовецкие сети и лабиринтообразные рисунки. Удивительное впечатление производят многочисленные изображения арбы, колесницы, колеса. Это подтверждает казавшуюся когда-то очень смелой догадку, что идея колеса - воза - телеги - колесницы осенила человека именно в степи...

В начале 50-х годов исследования Каменной Могилы проводились особенно интенсивно. В связи с планируемым строительством Мелитопольской ГЭС через святилище должна была пройти плотина гидроэлектростанции. Учёные очень спешили, поскольку времени оставалось совсем немного. За несколько лет до этого бесславно погиб запорожский Стоунхендж, были скрыты водами Каховского водохранилища древнейшее городище Курцемаль, описанная еще Геродотом загадочная страна Гилея, тысячи памятников истории, проливающих свет на древнейшую историю всего человечества. К счастью, планы строителей изменились, плотину возвели в другом месте, и исследования продолжились. А за время интенсивной работы археологи успели обнаружить в святилище двенадцать новых гротов и пещер.

Согласно современной исторической доктрине, самым первым письменным народом Земли принято считать шумеров, обитавших около 6 тысяч лет назад в нижнем течении рек Тигр и Евфрат. Шумеры -первые строители городов, первые создатели государственности. С поэтического слова шумеров начинается мировая литература. Несколько столетий спустя, духовно оплодотворённые Шумером, возникают Египет, Ассирия, Вавилон...

Однако в 1961 году в Румынии, а, если точнее, в Трансильвании, при раскопках в слое семитысячелетней давности были найдены три глиняные таблички с письменами, похожими на шумерские. Они получили название «таблички из Тертерии». Подумать только, протошумерские надписи, которые на тысячу лет старше самого Шумера!

Таблички из бассейна Дуная настолько не укладывались в общепринятые представления о поступи цивилизации, что открывателя письмен Тертерии румынского ученого Н.Влассу обвинили в преднамеренном смешении археологических слоев и лишили академического звания. Робкие заявления московского шумеролога Анатолия Кифишина о том, что таблички из Тертерии и шумерская письменность происходят от одной древнейшей, но пока не открытой письменности, не были восприняты научным сообществом. Однако впоследствии в бассейне Дуная - в Румынии и Венгрии - было найдено ещё много подобных надписей. Изучение таинственных табличек привело учёных к исследованию мелитопольской Каменной Могилы.

Археолог Юрий Шилов, отдавший много лет изучению мелитопольского феномена, имеет веские основания утверждать, что около 8200 лет назад в результате природных катаклизмов черноморско-азовскими водами была залита первая в мире цивилизация аратов-пахарей, создателей мировой системы письма. Главным храмом, культурным и духовным центром этой цивилизации, её святилищем была Каменная Могила над рекой Молочной, В своих смелых выводах и утверждениях Шилов опирается на сенсационные исследования шумеролога Кифишина. В 2001 году, после четверти века молчания, этот учёный издал монографию «Древнее святилище Каменная Могила. Опыт дешифровки протошумер-ского архива XII-III тысячелетий до н.э.», которая сразу стала библиографической редкостью.

Ещё в XIX веке местные крестьяне рассказывали, что видели в гротах Каменной Могилы надписи. Учёные того времени, исследовавшие эти насечки, решили, что неграмотные селяне приняли за надписи пересекающиеся изогнутые и прямые линии. Исследователей же интересовали конкретные изображения: мамонты, быки, лошади, парусники, всадники... Однако неграмотные крестьяне оказались правы!

За несколько лет, начав в 1994 году, Анатолий Кифишин дешифровал более сотни текстов, львиная доля которых составляет «Канон девяти надписей» - основу шумерских мифов о деяниях богов и сотворении мира.

Мы привыкли считать, что клинопись - это значки, похожие на птичьи следы. Но в действительности «классическая» клинопись сложилась только к XXII-XVIII векам до н.э. Именно ее унаследовали вавилоняне, ассирийцы и многие другие народы. А до того письмена шумеров представляли собой рисунки, в которых можно угадать значение слова. Именно эти письмена и дешифровал Анатолий Кифишин в Каменной Могиле.

В настоящее время известно 130 надписей-панно, начертанных на потолках и карнизах гротов и пещер, и 160 каменныхтабличек с надписями, хранимых в четырёх тайниках Каменной Могилы.

Весьма любопытны ссылки на предыдущие по времени и, видимо, более авторитетные документы, например: «...согласно табличке о странствиях Шестиголового Козерога». Точно такая же форма ссылки была принята и у шумеров классического Междуречья в IV-III тысячелетии до н.э. Но что особенно интересно: таблички с первоисточниками текстов, на которые ссылаются древние авторы, были найдены тут же, в тайниках гротов Каменной Могилы.

Протошумерские и шумерские тексты весьма сложны для понимания. Попробуйте разгадать, например, выражение: «Семя, завязанное у мёртвого человека». Но вместе с фразой «Завязанный человек будет жить» из надписи вытекает логический вывод, что человек продолжается в своих потомках. А как вам это: «Проступок бога Энлиля познанием странствия судьбы из-за завязанного семени да будет наказан» (за соблазнение девы приговорён к изгнанию, «к познанию судьбы странника»).Или «Сухур - алаль» -«карп, завязывающий семя» - эпитет бога Энлиля, того самого, что соблазнил деву. В понятиях древних жителей нашей земли, карп - царь рыб, как лев - царь зверей, орёл - царь птиц. Рыба, насыщавшая собой прибрежных жителей, вполне заслуживала царского титула.

В текстах Каменной Могилы - бесконечные суды: судят боги и богини, судят богов и богинь. Судят «судом воды» - утопить, «судом дерева» - повесить, «судом козлёнка» - зарезать, как козла. Если бы не ветхозаветные аналогии, нам было бы весьма сложно понять протошумерские мифологические изыски. Помните библейского «козла отпущения?» А как вам факт, что патриарх Авраам родом из Ура Халдейского, а Ур был одной из шумерских столиц.

Анатолий Кифишин в своей монографии «Древнее святилище Каменная Могила» утверждает: «Пока нет других источников, Каменную Могилу можно считать древнейшим архивом древнейшего в мире письма».

Находки Каменной Могилы изумляют и будоражат воображение. Но остаётся главный вопрос, на который до настоящего времени нет вразумительного ответа: как создатели прото-шумерского письма и носители языка с Каменной Могилы оказались в Шумере? Юрий Шилов полагает, что в то время, когда вода заливала прародину древних аратов-пахарей, жрецы спешно искали замену плодородной родине. Современная чернозёмная Украина была для них далёким холодным севером. Тогда, более восьми тысяч лет назад, араты нашли плодородные земли в нижнем Двуречье и принесли туда легенду о Всемирном потопе. Переселение заняло много лет, но ещё очень долго духовный центр загадочного народа оставался на старой родине, в степи над рекой Молочной . Именно поэтому письменные памятники - такие, как таблички Тертерии, - находят посредине долгой дороги в Шумер. Более того, Ю.Шилов утверждает, что через тысячелетия потомки черноморских пахарей вернулись на родину предков и стали творцами знаменитой три-польской культуры, или, как её называют в Румынии, Кукутень.

Конечно же, точку в этой истории ставить рано. Каменная Могила хранит столько тайн, что хватит поломать голову внукам и правнукам. Ученые же, вместо того чтобы начать полномасштабные исследования, предпочитают абстрагироваться от этой темы. Но слишком много совпадений, чтобы данную информацию можно было легко игнорировать под предлогом ненаучности. Совпадают географические названия рек и городов у шумеров и неведомого народа, оставившего надписи на каменных табличках Могилы. У народов, разделённых тысячами километров, аналогичны имена богов и богинь, просьбы, молитвы, элементы быта.

Чтобы избежать упреков в заведомо неправильной дешифровке, А. Кифишин привлёк к совместной работе других известных учёному сообществу шумерологов. Их тексты приводятся в его монографии. Различия в переводах весьма незначительны. Но учёные по-прежнему молчат...

Когда во Франции, на реке Кроманьон, был найден череп предка современного человека - это стало мировой сенсацией. Когда в захудалой немецкой деревушке Виллендорф откопали глиняную статуэтку древней женщины, её тут же прозвали Венерой Виллендорфской и восхищаются до сих пор, делая большие деньги на демонстрации статуэтки туристам. Когда Генрих Шлиман откопал легендарную Трою, самые заядлые скептики признали своё поражение.

А Каменная Могила уже очень давно ждёт, когда же мы, наконец, проснёмся и станем достойны великих тайн, спрятанных в её древнем и загадочном каменном чреве.

Н.Лан "X-Files. Секретные материалы 20 века. Досье." взято з http://www.namaste.org.ua/news.php?id=2071

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Приазовская степь. Вечность. Каменная могила. Миллионы лет назад каменная глыба, похожая на шляпку гриба, была монолитом. Однако под влиянием воды, ветра и времени она раскололась на десятки огромных плит, образовав гроты и пещеры, а песок засыпал расколы, скрыв от человеческого ока на многие столетия древние рисунки и надписи. Сегодня никто не может сказать, кем были их авторы, однако быт этих племен, культура, духовный мир зашифрован в петроглифах Каменной могилы. На ее холме размещались святилища – алтари, и, видимо, погребальные склепы древних людей: археологи нередко находили в гротах и пещерах посуду и орудия труда, входившие обычно в погребальные комплексы. К сожалению, песок Каменной могилы не способен «консервировать» органику, поэтому в ней так и не были найдены останки людей. 

Каменная могила представляет собой нагромождение камней площадью около 3000 кв. метров, высотой до 12 метров. Нагромождение по форме напоминает курган (по-украински могила), отсюда и происходит её название. Каменная могила вначале, вероятно, представляла собой песчаниковую отмель Сарматского моря, единственный выход песчаника во всей азовско-черноморской впадине, что делает её уникальным геологическим образованием. После ухода воды Сарматского моря бывшая отмель осталась песчаным массивом, вершина которого превратилась в твердый песчаник. Этот массив песчаника размером 240 на 160 метров поверх мелкозернистого песка оказался на пути старого русла реки Молочной и продолжительное время (до обмеления реки и смещения русла на запад) оставался островом в русле реки. В результате водной и воздушной эрозии, массив песчаника сильно осел и постепенно раскололся на множество кусков. В настоящее время Каменная могила представляет собой песчаный холм, покрытый крупными каменными глыбами. Среди нагромождения камней множество естественных пустот — гротов, проходов и тому подобного.

Каменная могила содержит свыше 60 гротов и пещер, в которых сохранились тысячи петроглифов — рисунков и символов. Точное число гротов неизвестно, исписанных зон может быть больше, но, несмотря на ведущиеся с тридцатых годов XX века исследования, многие гроты и пещеры до сих пор могут оставаться засыпанными песком. При нынешнем состоянии памятника удаление песка может привести к дальнейшим обвалам глыб песчаника.

Ни в самой Каменной могиле, ни в непосредственной близости от неё не обнаружено человеческих поселений, которые можно связать с памятником. На основании этого, исследователи делают вывод, что каменная могила использовалась исключительно в культовых целях, как святилище. Кроме этого, практически все изображения Каменной могилы нанесены на внутренние поверхности каменных глыб, и их можно наблюдать только, проникая внутрь гротов, лазов и пещер, что также свидетельствует об их предполагавшейся сакральности.

На некоторых изображениях сохранились следы красной краски, которой они были раскрашены в древности. Петроглифы нанесены небольшими камнями твердых пород, которые легко оставляли следы на мягком песчанике. Несколько таких кварцевых камней были обнаружены в процессе исследований.

Что же до самих наскальных изображений Каменной Могилы, то исследователи определили: их хронология охватывает временное пространство от XVI—XIII тысячелетий до н. э. до X—XII веков. Эти изображения наносились преимущественно не красками, как в открытых пещерах Франции, Америки, Северной Африки и т.п., а процарапывались. Лишь отдельные оригиналы и копии петроглифов можно увидеть здесь же в музее: гроты засыпаны песком. Их откапывают, чтобы исследовать, а потом снова засыпают — спасая от разрушения современными варварами. На новые исследования, как всегда, не хватает средств. В свое время этот уникальный памятник человеческой истории исследовали ученые царской России, в частности известный археолог Николай Веселовский. С 1932 г. более-менее последовательно Каменную Могилу изучали В.Даниленко, А.Бадер, М.Рудницкий, В.Гладилин и Б.Михайлов.

Источники:
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%B0%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%BC%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D0%BB%D0%B0 http://recult.by.ru/docs/articles/art_11.htm
http://bezcenzury.com.ua/ru/archive/2492/2523/2525.html

До государственного историко-археологического музея-заповедника "Каменная могила" очень легко доехать, ориентируясь на указатели, ведущие с трассы Запорожье-Мелитополь.Вход на территорию платный – 2 гр, столько же дополнительно стоит вход в музей. Время работы парка не написано. Музей работает до 16 50, так что возможно и вход для прогулки по парку доступен только до этого времени. Для несанкционированного проникновения, множество альтернативных вариантов. Одним из них является переправа через реку с противоположной стороны :)

взято з http://www.geocaching.su/?pn=101&cid=2567

Категория: Допоміжні матеріали | Добавил: varlakov
Просмотров: 1466 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
















 СОУ




Статистика

Онлайн всього: 2
Гостей: 2
Користувачів: 0